Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе эмоциональное развитие является первым из основных факторов в становлении личности ребенка. Актуальной является проблема понимания эмоций, проявления чувств на раннем этапе развития индивида. Определение «эмоция» означает «чувствовать». Эмоции развиваются из чувства. Таким образом, не только эмоции играют важную роль, но также и чувства
Каждое событие в жизни человека сопровождается эмоциями (переживаниями).
Словарь по психологии под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» .
Целью данной работы является рассмотрение общей характеристики эмоциональных явлений.
Задачи:
- рассмотреть теорию эмоций А. Адлера, А. Бандуры, К. Изарда и др.;
- описать теорию эмоций Чарльза Дарвина;
- рассмотреть периферическую теорию Джеймса-Ланге, психоэволюционную теорию эмоций Р. Плутчика;
- рассмотреть психоаналитический подход к пониманию эмоций;
- изучить эмоциональные явления, аффект;
- рассмотреть настроение и чувства, стресс.
Объект исследования – эмоциональные явления. Предмет исследования – специфика эмоциональных явлений.
1 Общее представление о психологии эмоций. Эволюция эмоций в различных теориях психологии
1.1 Теории эмоций А. Бандуры, К. Изарда и др.
Канадский психолог А. Бандура акцентировал внимание на роли учения посредством наблюдения в приобретении навыков поведения, при этом не умоляя важности самостоятельных воздействий человека на окружение как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека (мотивации, эмоций, действий). Бандура выделил основное понятие социально-когнитивной теории – самоэффективность, то есть убеждение человека относительно собственной способности управлять событиями, оказывающими влияние на его жизнь. Динамика самоэффективности при этом зависит от 4х факторов: непосредственного и косвенного опыта, общественного мнения, физического и эмоционального состояния. Бандура отмечал, что эмоции оказывают влияние на самоэффективность. Так, сильные эмоции мешают деятельности, когда человек находится в состоянии стресса, сильной тревоги и страха, его уверенность в своей эффективности снижается.
А. Бандура отмечал, что влияние эмоционального напряжения зависит от ряда факторов:
1. от уровня напряжения – чем выше уровень волнения, тем ниже самоэффективность;
2. представления человека о соответствии его эмоций окружающей действительности;
3. сложность решаемой задачи: эмоциональное напряжение помогает сделать что-либо простое, но мешает выполнить сложное.
Также важно утверждение А. Бандуры о том, что человек испытывает положительные или отрицательные эмоции в зависимости от того, насколько его поведение соответствует личным стандартам. Так, если люди удовлетворены собой, то они испытывают положительные эмоции, если недовольны – отрицательные
Представители когнитивной психологии описывают человека как думающего, понимающего и анализирующего, так как всю жизненную информацию необходимо понимать, оценивать, использовать с помощью когнитивных процессов. Вследствие этого большая часть когнитивных теорий рассматривает эмоции в качестве реакции, что является обусловленной познавательными процессам. Так, А. Бек отмечал, что от того, как человек думает зависит то, что он чувствует и как действует.
Последователи когнитивной психологии считают, что разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Поэтому патологическое эмоциональное состояние и неадекватные формы поведения представляются результатом «неадаптивных» когнитивных процессов. Представитель когнитивизма С. Шехтер разработал когнитивную физиологическую теорию эмоций, предполагая, что эмоции рождаются на базе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, которая вызвала это возбуждение. При этом одно и то же физиологическое возбуждение может быть субъективно пережито и как радость, и как страх, и как гнев, и как любая другая эмоция в зависимости от трактовки ситуации .
Наиболее разработанной является концепция А. Арнольда и Р. Лазауруса, описавших познавательную теорию эмоций, согласно которой эмоции возникают в результате воздействия определенных последовательностей событий, которые описываются в терминах восприятия и оценок. Восприятие здесь трактуется как понимание независимо от того, как воспринятый объект действует на человека. Получается, что эмоция – это не оценка, но может быть ее составляющей.
Представители гуманистической психологии, в отличие от психоаналитиков, изучающих болезненную невротическую личность, изучает психически здоровую, гармоничную личность, которая достигает вершины своего развития, самоактуализации. В рамках этого направления внутренний мир человека, в частности его чувства и эмоции, не является прямым отражением действительности, а отражает особенности восприятия и интерпретации объективного мира. К. Роджерс исходил их предположения о том, что человеком с рождения движет потребность развиваться и улучшаться. Однако, Роджерс отмечал, что у людей могут возникать и злые, разрушительные чувства, когда они ведут себя вопреки своей природе.
Большой вклад в развитие изучения эмоций в рамках когнитивной сферы был внесен Маргарет Сингер. В своих трудах он уделял внимание таким феноменам, как фантазия и воображение. Его идеи были чем-то схожи с идеями Кэррола Изарда. Изард, Сингер и Дал предполагали, что эмоции являются основой мотивационной системы человеческого существования.
Исходя из теории Кэррола Изарда, эмоция состоит из трех элементов, связанных между собой. Элементы: нейронная активность головного мозга и соматической нервной системы; деятельность мускулатуры и экспрессии мимики и пантомимики; индивидуальное переживание .
Изард выделяет 10 основополагающих эмоций, образующих мотивационную систему человека. Каждая из эмоций уникальна и обладает функциями мотивационными и феноменологическими. В совокупности эти эмоции могут синтезировать различные внутренние переживания, которые, в свою очередь, выражаются различными способами. Находясь во взаимодействии, эмоции оказывают друг на друга влияние, попеременно усиливаясь и ослабляясь.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Г. М Социальная психология [Текст]. – М.: Наука, 2019. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008.
2) Выготский, Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
3) Гут Ю. Н., Еголаева Е.С. Проблма эмоций в исследованиях в зарубежной психологии// Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Курский гос. мед. ун-т; под ред. В.А. Липатова. − Курск: КГМУ, 2022. С. 44-45
4) Изард Е. Психология эмоций [Текст] / Е. Изард. СПб.: Питер, 2019.
5) Кляйн, М.Психоаналитические труды / М. Кляйн London, Tavistock Publications Limited, 1962. c А. Ф. Усков, перевод на русский язык, 1997 – с. 368.
6) Куликов Л.В. Регулятивные функции настроения// САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Главный редактор Л.И. Дементий. Ответственный редактор А.Ю. Маленова. 2017. С. 38-41
7) Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343 с
8) Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] /Р.С. Немов Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. — Т. 1.
9) Никитина Л. М. Особенности психологического аффекта в отличие от иных видов эмоциональных состояний//ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ, НОРМОТВОРЧЕСТВА И ПРАКТИКИ. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Москва, 2020. С. 362-365
10) Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах /Л. В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28-30
11) Рясная М.И. Эмоциональные процессы и состояния// РОССИЙСКАЯ НАУКА: ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ. Сборник научных статей. Том Часть III. Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва, 2019. С. 196-199
12) Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье - М.: Прогресс, 1979
13) Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / Зигмунд Фрейд. - М.: Современная гуманитарная академия, 2007. - 528 c.
14) Шехтер С. The Psychology of Affiliation: Experimental Studies of the Sources of Gregariousness (Психология принадлежности: экспериментальные исследования источников стадности) [Текст] /С. Шехтер Пало-Альто, Калифорния, США.: Издательство Стэнфордского университета, 1959.
15) Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defense and emotions // Emotions in personality and psychopathology; Ed. by E. Izard., New York, 1979, pp. 229-257.